Банковские online услуги

Дистанционное банковское обслуживание
>> История
>> Система "Банк-клиент"
>> Мобильный банкинг
Интернет-банкинг
>> Мировой опыт
>> Интернет-банкинг в России
>> Проблемы
>>Перспективы
Дружественные сайты

miigaik.ru

История

HOME BANKING (домашний банк)
Более 20 лет назад, а именно, в 80-х годах было положено начало развитию принципиально нового направления банковского обслуживания клиентов - home banking. Оно заключается в проведении банковских операций на дому или в офисе клиента с использованием телефонной связи, модема и компьютера. Спектр банковских услуг, предоставляемых подобным образом, значительно расширил список традиционных услуг, предоставляемых клиентам. Они включают как обычные расчетные операции (причем валюта расчета не ограничена только национальной), так и информационные услуги.
В последние годы появилась возможность и необходимость предоставления дистанционного банковского обслуживания (электронных услуг) с использованием сети Интернет. Если банки не смогут наладить у себя систему электронных расчетов с клиентами, то они рискуют лишиться большой их части.
В настоящее время банки все чаще обращают внимание на ритейл, поэтому трудоемкость работ становится все более актуальной. Необходимо заметить, что время, затрачиваемое на обслуживание клиентов с использованием систем реального времени, гораздо меньше.
В 80-90-х годах среди специалистов было распространено мнение, что с введением домашнего банка дня клиента уменьшается стоимость банковских операций. Приводились данные, что стоимость в сети менее 1 долл. за одну операцию, в то время, как в банке эта величина больше 1 долл. Однако в настоящее время специалисты склоняются к мнению, что затраты на электронные платежи превышают затраты на обычные бумажные технологии. Если минимальная стоимость электронного платежа составляет 0,52 долл., а максимальная - 1,20 долл., то расходы с применением бумажных технологий не превышают 0,42-0,50 долл. Кроме того, реальная стоимость электронного платежа намного выше, поскольку банки зачастую перекладывают на клиентов затраты на покупку оборудования и программного обеспечения.
В настоящее время специалисты видят снижение затрат в построении модели прямого выставления счетов в электронном виде (the direct e-billing model).Идея создания Интернет-банка возникла в США. Между прочим, одной из причин стало существовавшее там ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Так в октябре 1995г. был создан Security First Network Bank, который стал первым банком, освоившим этот вид услуг в Интернете. За ним последовал австрийский профсоюзный банк Bank fur Arbeit und Wirtschaft и британский банк Royal Bank of Scotland. По опросу, проведенному компанией Booz-ADen в 1997 г., 56% опрошенных банков собирались в 1998 г. освоить такие операции. При небольшом вложении средств и минимуме персонала эти банки могут обслуживать большую территорию при очень низкой себестоимости банковских услуг. "Так, 300 тысяч клиентов банка Wells Fargo, совершающих операции в режиме реального времени, наносят визитов по времени на 90% меньше по сравнению со среднестатистическим клиентом. Это означает, что ресурсы, выделяемые на обслуживание клиентской базы, могут быть существенно сокращены или использованы для улучшения обслуживания "неэлектронных" клиентов". В России первым начал обслуживать клиентов через Интернет Автобанк.
Получая экономию на издержках по ведению операций, виртуальный банк может выплачивать более высокую ставку по вкладам. Это обеспечило виртуальным банкам высокие конкурентные позиции. Многие крупные банки создали у себя дочерние виртуальные структуры, которые успешно конкурировали с материнскими. У разделения традиционного и электронного банковского бизнеса, выделения виртуального бизнеса в отдельную структуру или подразделение есть одно важное преимущество. Это решение позволяет достичь четкого взаимодействия двух структур, имеющих абсолютно разную концепцию функционирования. Практика показывает, что добиться этого в одном подразделении довольно непросто.Развитие таких услуг выгодно не только банкам и их клиентам. Оно, безусловно, выгодно продавцам товаров и услуг, кроме того, оно выгодно и разработчикам программного обеспечения и продавцам компьютеров.
Преимущества использования подобных систем заключаются в следующем:
- большая скорость по сравнению с традиционными методами зачисления средств и прохождения их между банками;
- сокращение себестоимости операций и издержек для банка и клиента;
- уменьшение трудоемкости операций при безбумажной технологии;
- снижение рисков непрохождения платежей;
- для банка исчезает необходимость трудоемкой работы с наличностью;
- удобство в использовании (виртуальный банк может работать круглосуточно, у клиента имеется возможность не посещать банк, не нужно иметь наличные средства для небольших покупок, быстрота оформления сильно сокращает время от заказа до доставки товара и пр.).
Однако необходимо обратить внимание и на недостатки виртуального банка. Одним из главных является повышенный уровень риска клиента при работе с таким банком, если он не является подразделением невиртуального банка, отсутствие наработанного авторитета на рынке, гарантий и участия в федеральных программах страхования вкладов, отсутствие разработанной правовой базы для такого рода бизнеса. Как часто бывает, недостатком являются и его достоинства: клиентам недостает личного общения с банковскими работниками, возможности индивидуального подхода. Это все не очень сильно влияет на популярность таких технологий, хотя и должно приниматься в расчет при их развитии.
Три этапа в развитии услуг home banking:
- Первый этап - телефонный банкинг, банковский сервис, основанный на использовании возможностей телефонов с тональным набором номера.
- Второй этап - РС-банкинг позволяет клиенту с помощью персонального компьютера и модема напрямую подключаться к серверам банка и совершать банковские операции (пока еще не через Интернет).
- Третий этап - связь через Интернет, интернет-банкинг (net-banking, online banking, internet banking).
В 1997 г. прогноз, сделанный британской организацией по исследованию рынков Datamonitor, показал, что "к 2001 году число клиентов, совершающих операции в режиме реального времени, в Западной Европе составит 8 миллионов". В 2001 г. Deutsche Bank обобщил прогнозы аналитиков в банковском секторе Германии и получил данные о постоянном росте числа клиентов интернет-банков, которое к 2006 г. достигнет 22-30 млн. Согласно прогнозу, представленному компанией eMarketer, число пользователей в Германии уже в 2002 г. составит 42,26 млн. Данные компании Forrester свидетельствуют, что в 2001 г. 18% клиентов Deutsche Bank осуществляли все банковские операции в режиме онлайн, 59% придерживались традиционного способа, посещая отделения банка, 10% общались с личными финансовыми консультантами по телефону, 2% прибегали к услугам электронной почты, 1% пользовался электронным почтовым сервисом, предоставляемым на сайте банка.
Статистика, полученная в ходе исследования, проведенного другой компанией, сообщает, что 39% немцев из числа тех, кто не пользуется услугами онлайнового банкинга, не делают этого по причине недостаточной безопасности последнего. В числе других причин называется отсутствие выхода в сеть из дома (12,5%), слишком большая обезличенность такого способа совершения операций (12,5%), отсутствие необходимости в сети вообще (11,2%), близость отделения банка к месту проживания (9,9%).
В России, по данным на 01.10.2001, количество банков, предлагающих услуги интернет-банкинга, составило 99, причем 58 из них располагаются в Москве, 6 - в Екатеринбурге, 4 - в Санкт-Петербурге.

 
Об авторах / О сайте

Москва, 2009г. Учебный сайт

Хостинг от uCoz