Перспективы
В России растет количество пользователей банковских услуг удаленного
доступа. Если 2 года назад Интернет и телефон для коммуникации с банками
использовали около 150 тысяч россиян, сегодня - свыше 1 млн. И число
таких "удаленных клиентов" вырастет до 2-3 млн к 2010г., обещают
эксперты.
"По другим оценкам за ближайшие 5 лет рост может быть стократным,
- заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "Капитал" председатель
СД банка "Северная казна" Владимир Фролов. - Россия отстает
от стран Восточной Европы на 3-5 лет по высоким технологиям в быту.
Так вот, если бы охват сегодня в России был на уровне стран Восточной
Европы, было бы не около 1 млн клиентов, а порядка 30-50 млн".
Очевидно, рост интернет-банкинга напрямую связан с темпами проникновения
Всемирной паутины в России. "В основном рост замедлен развитием
Интернета в регионах", - добавляет директор департамента компании
"Информзащита" Максим Эмм.
И хотя, по данным eMarketer, к концу 2008г. РФ выйдет на 2-ое место
в Европе по количеству интернет-пользователей (после Германии), нормальный
широко-полосный доступ (ШПД) пока закрыт для 98,5% россиян, подсчитали
в Fitch Raitings в 2007г. Дело в том, что оптимистическая статистика
Мининформсвязи включает даже тех граждан, которые выходят в Интернет
раз в 3 месяца из интернет-кафе.
В тоже время регион региону - рознь. "По нашим собственным опросам,
каждая третья семья в Екатеринбурге за все платит через Интернет, -
разрушает миф о "продвинутости" двух столиц В.Фролов. - Когда
в Москве - только каждая пятая, а в Петербурге - каждая одиннадцатая-двенадцатая!".
Действительно, регионы берут свое, что подтверждается темпами развития
дистанционной торговли в России. "В нашей компании более 80% продаж
приходятся на регионы, - заявила ранее в гостях "Сферы интересов"
на РБК-ТВ управляющий директор Direct Group Марина Трещова. - То есть
повторяетя распределение населения по стране".
Отметим, любой банковский продукт сегодня может быть представлен on-line
и в любое время суток (проблема пробок тажке остро стоит в городах-миллионниках,
как и в столицах). На дистанции можно разместить заявку на кредит, погасить
задолженность, оплатить налоги. Единственное, что заполнять заявление
на ипотечный кредит по телефону просто неудобно. "Нам удалось на
Урале решить и такую проблему, как оплата штрафов в ГИБДД, - поделился
В.Фролов. - Пользуется сумасшедшим спросом".
"Проблема чисто психологическая, - считает менеджер по развитию
бизнеса IBM в России и СНГ Роман Сургунд. - Заманчивое предложение на
сайте, с одной стороны, и огромная очередь в банковском отделении, с
другой - вот это несоответствие, наверное, и приведет потребителя к
мысли об Интернете".
Банковские услуги в виртуальном офисе обходятся много дешевле, чем в
реальном (по словам В.Фролова, в 1,5-2 раза, не учитывая расходов на
дорогу, бензин и т.д.). Однако появиться в реальном офисе все равно
придется, хотя бы 1 раз: для идентификации. Чистый виртуальный банкинг,
строго говоря, запрещен законодательством ("физическая" идентификация
необходима в целях борьбы с терроризмом и отмыванием денег).
Но помимо психологических проблем (к которым можно отнести и вполне
обоснованный страх перед хакерами), существуют чисто технические трудности.
"Зачастую банковские интернет-порталы, интернет-решения сложны
и неповоротливы, - говорит заместитель генерального директора SAP CIS
Борис Вольпе. - Они вовсе не напоминают компьютерную игрушку. И банки
в России еще не научились, как мобильные операторы, предлагать разнообразные
продуктовые портфели, тарифные планы, продуктовые ряды, ориентированные
на разные сегменты спроса".