WAP-банкинг
Оптимистичный взгляд на мобильный банкинг
В оценке возможностей мобильного телефона как инструмента доступа к
банковским услугам банкиры делятся на "фанатов" и "реалистов".
В частности, начальник отдела новых технологий банка "Таврический"
Александр Соболев в своем выступлении на упоминавшейся конференции "Businness
Solutions: Banking and Finance" в Сочи отметил, что пластиковые
карты для банков сегодня не очень выгодны в силу высоких затрат на инфраструктуру,
необходимую для обслуживания карточных операций. В то же время необходимо
развивать банковские услуги (программа банкизации), доставлять их в
удаленные уголки страны, крестьянские хозяйства. В "деревне Гадюкино"
на 100 человек жителей вряд ли в обозримом будущем появится хотя бы
один банкомат - туда и инкассация не доедет, да и не окупит этот банкомат
себя никогда. Это означает, что пластиковый бизнес будет и дальше развиваться
в более или менее крупных городах с активной деловой жизнью, но и только.
По мнению А. Соболева (банк "Таврический"), статистика ЦБ
РФ в части выдачи банковских карт продолжает расти лишь потому, что
регулятор разрешил банкам выдавать кредитные карты без открытия счета.
И теперь представители "экспресс-кредитных" банков выезжают
в регионы, малоохваченные банковскими услугами, и раздают карты чуть
ли не "с колес". Но проблему развития ритейла это не решает.
В отличие от пластиковых карт мобильный телефон как терминал доступа
к банковским услугам не требует от банка значительных инвестиций. Общее
количество мобильных телефонов, которые находятся на руках у населения,
в три раза превышает количество банковских карт, если считать и зарплатные,
и "экспресс-кредитные". В этом смысле мобильный телефон является
чрезвычайно привлекательным инструментом для банкиров, желающих и далее
развивать ритейл. Несколько мобильных телефонов найдется даже в "деревне
Гадюкино", и использование мобильного телефона как терминала связи
с банком может существенно повысить доступность банковских услуг для
отдаленных регионов, уверен А. Соболев (банк "Таврический").
Особенно, если усилиями энтузиастов будут решены непростые технические
и оранизационно-юридические вопросы использования мобильного телефона
как платежного терминала, платежного средства.
В перспективе, обещают провайдеры, возможно разделение дохода с банками
от wap-трафика.
По словам Кирилла Горыни, генерального директора компании i-Free, sms-технологии
уже позволяют банковскому клиенту получать на свой мобильный телефон
данные по балансу, выписку по счету, историю последних транзакций. Очень
популярна услуга блокировки и разблокировки банковской карты с мобильного
телефона.
Преимуществами sms-банкинга являются высокая рентабельность, сокращение
расходов банка на содержание филиальной сети и call-центра. Кроме того,
мобильный телефон - это инструмент повышения лояльности клиента и сокращения
количества должников по кредитам (рассылка sms-напоминаний).
Вместе с тем формируется новая категория "продвинутых" пользователей
мобильной связи, которые могут быть очень интересны банкам. Речь идет
о wap-технологиях. О масштабах новой аудитории говорит тот факт, что
в 2001 году технологию wap поддерживали только две модели телефонов,
а в 2003-2004 годах начался бурный рост рынка и спрос аудитории. В итоге
на сегодняшний день wap поддерживают практически все современные модели
мобильных телефонов. Российская аудитория wap за один месяц в прошлом
году составила 9 млн человек, в текущем месячная аудитория выросла до
22 млн человек.
Возможности wap-банкинга гораздо шире, чем sms-банкинга. По сути, пользователь
wap имеет доступ к сайту банка в режиме 7х24. Опять же, банк сокращает
затраты на call-центр, привлекает прогрессивную молодежную аудиторию.
А в перспективе, обещают провайдеры, возможно и разделение дохода с
банками от wap-трафика.
"Реалисты" не спешат отказываться от "старых"
технологий
Мобильные телефоны действительно получили широкое распространение, но
мобильное соединение - это платное соединение, и не все категории клиентов
готовы платить за такой доступ к банковским услугам, считает Владимир
Петров ("Конверс-Групп"). Стационарный телефон более доступен,
и простейшие услуги, такие как оповещение о наступлении или пропуске
срока оплаты кредита, лучше оказывать с помощью традиционной телефонной
связи. В свою очередь, с обычного телефона клиенту удобнее дозваниваться
в банк и пользоваться меню call-центра.
Некоторое время стационарный телефон использовался российскими юрлицами
для получения справки об остатках на счетах. Но с тех пор российский
бизнес вырос, стал более цивилизованным, и остатки его уже мало интересуют.
Гораздо более востребована информация об обороте по счетам, которую
по телефону предоставить сложно.
По мнению В. Петрова, услуги меню call-центра сегодня переживают вторую
жизнь. Раньше меню были простыми, одна-две функции, а сейчас можно сделать
разветвленное дерево функций - главное, разработать грамотную навигацию,
поскольку неудобным меню никто не будет пользоваться.
Бабушку, которая платит за коммунальные услуги, напугает и обычный телефон
с тоновым набором. А для пользователя интернет-банкинга и мобильный
банкинг является пугающей новинкой.
Банкиры, придерживающиеся "реалистичных" взглядов на новые
технологии, неоднозначно оценивают мобильный банкинг. "Некоторые
банки уже внедрили отдельные возможности технологии sms. Речь идет не
только об sms-информировании, но и о проведении платежей с помощью sms-сообщений.
Клиент отправляет сообщение, в ответ банк присылает пин-код, с помощью
которого пользователь системы идентифицируется и может проводить некоторые
операции. Это малоудобно, потому что запоминать команды отдельно на
каждую операцию - проблематично, хотя сами команды несложные",
- поясняет эксперт "Конверс-Групп".
Гораздо больший интерес представляет мобильный доступ в Интернет.
Особенно активно развиваются сегодня различные Java-апплеты и другие
приложения под Windows Mobile и др. Они представляют собой набор функций,
представленных прямо на экране мобильного телефона (их не надо долго
искать и выводить на экран). В режиме защищенного соединения они дают
возможность предоставлять банковским клиентам необходимые сервисы. Например,
находясь в машине, клиент может обратиться к своему счету, произвести
и подтвердить оплату, посмотреть котировки акций, то есть получить некий
информационный сервис от банка.
"Строго говоря, любая информация, которая содержится в АБС, с технической
точки зрения может быть предоставлена клиенту с помощью Java и мобильного
телефона. Если обычный телефон открывает доступ к информации в жестком
статичном формате, то мобильный телефон позволяет "одеть"
доступ к разрешенной информации в красивую программную оболочку и предоставить
клиенту некоторую самостоятельность в получении информации. Скачать
и установить необходимое программное обеспечение на телефон клиент сможет
с сайта банка в режиме интернет-банкинга", - утверждает В. Петров
("Конверс-Групп").
Разумеется, особенности мобильного телефона как информационного терминала
тоже задают ограничения по доступу к информации. Например, на "трубку"
невозможно получить полноценную выписку по активному брокерскому счету,
эту информацию лучше смотреть на экране компьютера. Но на телефон можно
поставлять выжимки из информации, которые подвигнут клиента задуматься
и зайти на сайт банка, чтобы посмотреть данные внимательнее.
Если обобщить все сказанное, с точки зрения практикующего банкира, сам
по себе доступ с мобильного телефона никому не интересен. Это хорошая
опция, которую следует использовать в комплексе остальных возможностей.
А стимулировать использование той или иной опции можно тарифами. Плата
за получение одной и той же услуги путем использования Интернета, мобильного
или телефонного банкинга должна быть разной. Если банк заинтересован
в развитии дистанционного обслуживания, то самая большая плата должна
быть при личном обслуживании в отделении банка. Разумеется, грамотное,
эффективное использование всех возможностей дистанционного доступа возможно
только в том случае, когда система отстроена и все технические решения
внедрены. На стадии развития сети и формирования единой системы автоматизации
банка и клиентского доступа можно говорить только о концепции.
Пока еще грамотность населения достаточно низкая, и услуга дистанционного
доступа воспринимается только узкой категорией клиентов. При этом одни
виды доступа пользуются большей популярностью на конкретных территориях,
другие - меньшей. А какие-то вообще не воспринимаются. Но выстраивание
дистанционных отношений с точки зрения экономики больше необходимо банку,
клиенту же дистанционный доступ дает дополнительные сервисные возможности.
И, надо сказать, аппетит у клиентов приходит во время еды, удивляются
банкиры. Бабушку, которая платит за коммунальные услуги, напугает и
обычный телефон с тоновым набором. А для пользователя интернет-банкинга
и мобильный банкинг является пугающей новинкой. Но, подключившись, человек
понимает, что ничего принципиально нового и сложного банк не предлагает,
а возможности растут.
Так что внедрение новых услуг и способов доступа - это вопрос времени
и повышения грамотности клиентуры. Банковские ассоциации могут предпринимать
шаги, направленные на повышение грамотности клиентов в этом вопросе.
Отдельным банкам такие расходы не по силам, хотя обучение, информирование
клиентов по поводу новых сервисов банка происходит постоянно. Но главное
для отдельного банка - к моменту, когда "клиент созреет",
необходимо иметь внедренное решение, действующий сервис. Ведь если человек
попробовал один интерфейс, жизнь его рано или поздно поставит в такие
условия, когда ему понадобится освоить новый способ связи с банком.